Российский историк Евгений ПОНАСЕНКОВ: «Сжигание продуктов — старый языческий обряд жертвоприношения. Россия вернулась в XVI век со всем его мракобесием»
Евгений Понасенков — российский историк, режиссер и член Независимого совета по правам человека. В свои 33 года он известен как ученый, эксперт по войне 1812 года, в которой Российская империя воевала с наполеоновской Францией.
Кроме того, Понасенков — телеведущий, актер, театральный режиссер, постановщик различных культурных программ. Дает концерты как вокалист (тенор), убежден, что человек талантлив от рождения и способен овладеть многими профессиями.
Несмотря на свой личный оптимизм, Евгений считает, что у РФ, как, впрочем, у Европы и Украины, довольно смутное будущее. Главная причина бед — религиозный фанатизм и агрессивное невежество.
В публичных выступлениях Понасенков часто прибегает к проверенным историей приемам сатиры. В недемократичной стране сарказм, гротеск и комичное преувеличение дают возможность высказать свою точку зрения и при этом не стать участником судебного процесса о защите чести и достоинства или новым врагом родины, как, например, музыкант Борис Гребенщиков, которого недавно депутаты Госдумы РФ предложили вычеркнуть из российской истории за посещение Одессы и общение с губернатором Михаилом Саакашвили.
«СЕГОДНЯ В РОССИИ ПРОИСХОДИТ СТРАШНАЯ АГРЕССИЯ МРАКОБЕСОВ, КОТОРАЯ ВЫГОДНА ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ДЕРЖАТЬ НАРОД В РАБСТВЕ НЕВЕЖЕСТВА»
— Я вас немножко разочарую, — предупредил Понасенков. — Обсуждать все эти темы в академической или даже политологической терминологии и стилистике уже невозможно. Все, что происходит в России в последние два-три года — со времени приезда и получения гражданства Жераром Депардье и до сжигания и уничтожения тонн сыра, — кроме как дурной трагикомедией, назвать нельзя. Обсуждать всерьез акты и антракты этой комедии невозможно. Представьте традиционный итальянский театр — комедия дель арте. Вот выскакивает Панталоне, за ним Бригелла, и вы хотите, чтобы я как историк и ученый обсуждал гримасничанье Бригеллы? Театр абсурда, популярный во всем мире в 60-е годы, не прижился в России по очень простой причине — у нас в реальной жизни абсурд столь силен, что зритель не понимал, в чем абсурдность действа на сцене.
Происходит пожар в дурдоме, поэтому зрителю для отвлечения показывают разные комические сюжеты. Хотят, к примеру, разыграть монархическую карту. Какая-то странная жирная тетка в халате несет что-то на монархическую тему, и с ней еще кто-то общается! Это смешнее, чем мизансцена из фильма «Корона Российской империи».
— В России эта идея весьма популярна. И режиссер Никита Михалков, и художник Илья Глазунов ее поддерживают. Скоро целая партия образуется?
— Да, партия советских монархистов. Я думаю, в этой связи уже пора выбрать девиз монархической идеи в России. Идеально подходит фраза «Скоренько-скоренько, сама-сама» из фильма «Вокзал для двоих». Тут и стратегия, и тактика всего движения.
— Президент Владимир Путин воссоздает империю?
— То, что я вижу своими глазами, империей не назовешь. Есть маргинальный имперский комплекс, страшно агрессивный. Этот комплекс не с большой улицы и даже не с большой дороги, а из подворотни. Его оттуда СМИ достали. Путем каждодневного упоминания раздули до громадных масштабов. Это очень опасно, потому что организм, страдающий комплексом, способен на самые нездоровые психические поступки, опасные для окружающих.
— То есть вы полагаете, что император будет расширять свои владения и продвигаться дальше на запад, невзирая на все трудности?
— Очень своевременно вы сказали слово «император». Я думаю, эту тему стоит поднять и обсудить на народном вече. Полагаю, товарищи поддержат вашу идею, и дальше мы ее обсудим как реальность.
Мы считаем, что у нас и там братья, и здесь. Почему наша граница не может осчастливить наших ближних? Мы ведь все делаем исключительно из любовных чувств и хотим распространить нашу «духовность», нравственность на те территории, которые считаем братскими.
— И далеко собираетесь продвинуться?
— Нет предела совершенству, тем более когда население надо отвлекать и каждый день занимать чем-то новым.
— Обязательно ли в этой новой русской империи должна присутствовать Украина?
— На все воля Божья. Если в Украине много верующих людей, то они должны просто положиться на эту волю и довериться Богу. Или им надо читать разные книги по биологии, физике, химии, истории. Возможно, перечитать то, что давно написал Пьер-Симон Лаплас (французский математик, физик, один из создателей теории вероятностей. — «ГОРДОН»). Тогда изменится все представление о мире.
— Почему вы считаете, что религия — тормоз для прогресса и развития гражданского общества?
— Всей мировой историей доказано, что монотеистические религии, кроме вреда, ничего не приносят: в них априори заложена агрессия. Ты не веришь в Бога — убьем! Веришь, но не в моего — зарежем! «Исламское государство» (ИГ) — пример объединения, где власть взяли верующие! Какие еще вам нужны доказательства? В античности было полно «богов» — но все это лишь метафоры, веселые, озорные, даже сексуальные. А потом из ада пыльной мертвой пустыни, где ничего не росло, появилось чудовище — идеология!
Монотеизм — это идеология, а идеология — это смерть мысли и науки. И вот сектанты из пустыни стали жечь библиотеки, уничтожать статуи, здания. Первые христиане кошмарили людей так же, как сейчас ИГ. Почитайте хотя бы Тацита (древнеримский историк Публий Корнелий Тацит. — «ГОРДОН»). И в итоге развитие человечества было остановлено на полтора тысячелетия, пока постепенно, ценой собственной жизни разного рода герои вроде Джордано Бруно не скинули цепи дикой идеологии. Сегодня в России происходит страшная агрессия мракобесов, которая выгодна тем, кто хочет держать народ в рабстве невежества. Но подобные опасности есть и в Украине!
«ВЫ, УКРАИНЦЫ, С РОЛЬЮ ВРАГОВ УЖЕ НЕ СПРАВЛЯЕТЕСЬ, ПОЗОР ВАМ! ГРУЗИНЫ — ТЕ ВООБЩЕ ПОДВЕЛИ. СЕЙЧАС У НАС НОВЫЙ ВРАГ — ПАРМЕЗАН»
— Из России приходит много обескураживающих новостей. Ладно санкционные продукты, появились сообщения об изъятии и уничтожении книг, написанных неправильными авторами. Зачем?
— Это началось еще в 2003-2004 годах, когда никто не понимал, что происходит, даже покойный Борис Немцов. Я уже тогда писал о существовании подобной угрозы в своих статьях и предсказал, что произойдет через 10-12 лет. Так и вышло: сейчас здесь, в России, повторяют параграф за параграфом историю всем известной европейской страны 30-х годов — только без качественных дорог и эстетики. Поэтому без изъятия и уничтожения книжек мы не сможем.
— Это только начало?
— Конечно. В России всегда любили искать врагов. Враги отвлекают от реальных проблем, которые появились вследствие некомпетентности, бездарности и коррупции власть предержащих. В качестве врагов рассматривают кого угодно. Это могут быть крестьяне, они же кулаки, или бывшие соратники, они же троцкисты, или люди, любящие друг друга, обоих полов, гомосексуалы. Сегодняшние геи — это генетически и исторически многодетные крестьяне-кулаки и троцкисты (это мое изобретение — понятие «историческая генетика»). Такова генетика врага советско-царско-российской власти.
Также в качестве врага может выступать все, что угодно. Поскольку народ в целом достаточно апатичен, нужно очень быстро менять врагов, чтобы отвлекать от его реальных проблем. Вы, украинцы, уже не справляетесь с ролью врагов. Позор вам! Грузины — те вообще подвели. Сейчас у нас новый враг — пармезан. Он же фашист, распинающий на Первом канале русских младенцев.
— Персики чем провинились?
— Они идеологически чуждые. Посмотрите, какого они цвета — почти оранжевые! Вдумайтесь: ведь это не просто так! Православный исконно русский бог Яхве шельму метит в оранжевый вражеский цвет.
— А помидоры? Они же патриотично красные...
— Они нагло красные! Почему в такое время они посмели иметь столь вызывающий цвет? Даже в детской сказке синьор Помидор — преуспевающий тип, у которого есть все, а он хочет, чтобы у других ничего не было. Так что помидоры тоже подозрительны.
Вы, европейцы и украинцы, — не глубокие люди. Присмотритесь к помидору и хамону — они весьма сомнительны, поверьте мне. Если вы будете минут 10 смотреть на них и думать об их неблагонадежности, точно начнете их в чем-то подозревать. А если каждый день по телевизору в семь вечера будут повторять, что этот кусочек хамона подозрителен, и более того, направлен к нам не вызывающими доверия людьми, то он станет основным врагом.
«БУК — ОБЫЧНОЕ ДЕРЕВО. ЧТО ВАС И ОБСЕ НЕ УСТРАИВАЕТ?»
— Традиционно продукты уничтожали поеданием, а сжигание — это российское новаторство?
— Вовсе нет. Это старый языческий обряд жертвоприношения. Если предел прогресса и разума есть, то предела идиотизма и регресса нет. Мы можем возвращаться до бесконечности. Сначала мы вернулись в XIX век, потом — в XVI век с мракобесием. Сейчас мы возвращаемся к жертвоприношениям. Так что у нас тут в стенгазете каждый день пишут о рекордах регресса.
— С «нежелательными» гражданскими организациями до жертвоприношения не дойдет? И мы очень беспокоимся о судьбе наших граждан — Надежды Савченко, Олега Сенцова и других, которые пребывают в заложниках российской власти.
— Я по разговору чувствую, что вы уже ближе к европейцам. Даже конкретно протухший европеец. Эта половинчатость мер, трусость и недальновидность вас выдает.
Давайте расставим точки над «i» и определимся в терминах. Они не заложники, а подсудимые, которые содержатся в православной духовной стране, среди народа-богоносца, значит, уже должны испытывать радость.
Вот украинский Президент — верующий человек. Я его видел по телевизору в соответствующем антураже, он куда-то шел со свечками. У вас православие, и здесь у нас тоже. Правда, наше православие более правильное. Конечно, вы думаете иначе, но вы не правы, потому что правы мы.
Если вы читали отцов церкви, значит, знаете, что все в мире происходит либо по Божьему велению, либо по попущению, что тоже есть промысел. Верующий должен возблагодарить Бога и за войну, и за человеческие страдания, и за жертвы, и за то, что происходит с Савченко в России. А вот если вы неверующий, то, конечно, тут все сложнее! Тогда за муки Савченко должно быть стыдно! Но мне известно из российских изданий, что украинцы все православные.
По поводу атеистов: у нас этого явления нет, как в СССР не было гомосексуалистов и секса. Поэтому была чистая духовная нравственная страна, которую развалили американцы в лице Аллена Даллеса (американский дипломат, разведчик, во времена Второй мировой войны — директор ЦРУ. — «ГОРДОН»). С помощью агента влияния The Beatles, который через пластинки был запущен в нравственный СССР, они разложили и уничтожили самое чистое и прогрессивное общество в мире.
— Почему российские идеологи обратились к терминологии времен Второй мировой войны и объявили украинцев фашистами, а не ограничились «бандеровцами»?
— Рассказываю. «Бандеровцы» — сложное слово. К тому же некоторые путают с Остапом Бендером. Обвинять любимых с детства Андрея Миронова и Сергея Юрского, сыгравших эту роль, сложновато. Поэтому понадобилось слово «фашист», которое прочно использовано во всех советских фильмах. Там фашистов играли страшные, носатые, худые и в целом чудовищные на рожу персонажи. Правда, непонятно, почему такая талантливая и красивая страна, как СССР, столько лет боролась с этими тупыми, уродливыми и бездарными фашистами, но ничего не могла сделать.
— Хороший вопрос. Так почему?
— Мы на подобные провокации не будем поддаваться и ответим: наша Родина сделала все, что могла. Вы еще, наверное, спросите об этой провокационной теории, что наши танки сейчас где-то у вас присутствуют?
Как ученый я однозначно должен описать этот процесс и объяснить, откуда взялись танки. Объясняю. Поутру бабки и дедки вышли в огород. В связи с обильными кислотными дождями прямо из капусты начали появляться танки, бэтээры, оружие разного рода. Вы все носитесь с этим русским «Буком». Насколько надо быть невежественными, чтобы не заглянуть в энциклопедию. Правильно, выходит, Олег Табаков сделал замечание. Бук — обычное дерево. Что вас и ОБСЕ не устраивает?
— Это все — элементы новой российской пропаганды?
— Я не знаю, что вы имеете в виду. У нас такого явления нет. Пропаганда существует только в фашистских странах. Сейчас все окружающие нас государства негодяйские (это надо постулировать), только одни мы хорошие.
— Вы случайно в отпуск в Крым не собираетесь?
— Вопрос подлый. Так взять и спросить, поеду ли я в Крым. Разве я могу на него откровенно ответить?
— Почему бы и нет?
— Вы не забывайте о том, что у нас в стране нет цензуры. Поэтому скажу так: пока не собираюсь. Считаю, что я очень нужен в Москве. Видите ли, тут много врагов Родины, засланцев из Украины и США. Поэтому я должен ходить по улицам, выявлять и бороться с этим явлением. Я на врагов презрительно смотрю. Мой взгляд их испепеляет.
«ЕВРОПУ ЖДЕТ РЕЗНЯ, ПОТОМУ ЧТО ТУДА ПУСТИЛИ ТЕХ, КТО БУДЕТ РЕЗАТЬ»
— Чтобы умиротворить Россию, европейцы снарядили канцлера Германии Ангелу Меркель. Как думаете, она сможет переубедить Путина и договориться о прекращении войны?
— Я склонен думать, что Меркель умеет договариваться с совершенно противоположными политическими силами. Если изучить ее политическую биографию, станет понятно, что она — соглашатель. Путин как профессиональный вербовщик и хитрец тоже умеет договариваться. Но сейчас обстановка качественно изменилась по сравнению с тем, что было в течение последних 10-15 лет. Ситуация зашла в тупик, выход из которого может быть исключительно плохим.
— Но немцев и русских связывают почти родственные отношения...
— Поскольку в России несколько столетий правила немецкая династия Гольштейн-Готторпов. Это басня о Романовых — для совершенно необразованных людей. С 1762 года такой династии в России уже не было. И даже когда в начале ХХ века в Европе издавали гербовник, — это известная история — очередная императрица Александра Федоровна, жена Николая II, пришла в бешенство от того, что династию назвали Гольштейн-Готторп-Романовы, и попросила исправить. Ей объяснили, что диктат русских царей не распространяется за пределы России. Она тогда запретила ввоз этого гербовника.
— Так вот, имея родственные отношения, они успешно договаривались, правда, при этом делили соседние страны...
— Но ведь к полному счастью народа. Мы не берем в расчет те «мелочи», когда полководцы Александр Суворов и Иван Паскевич в крови топили Польшу, подавляли восстания, убивали женщин и детей.
— Почему вы считаете, что сейчас Германия не сможет остановить Россию?
— Потому что сторона, которая устроила тупиковое положение, не хочет отступаться, а с каждым днем ухудшает ситуацию.
— И какова историческая перспектива?
— Ровно такая же, как и ретроспектива. То есть кошмарная.
— Западные страны озабочены нарастающей активностью исламских экстремистов. А Россия увлечена имперскими играми. Может ли она позволять себе в это время заниматься абсурдом и не замечать действий того же «Исламского государства»?
— Если серьезно, я единственный в России, кто говорит об этом много лет подряд. Я даже публиковал свои статьи в «Коммерсанте» об угрозе исламского терроризма. Так что для меня в этой сфере новостей уже не существует. Европу ждет резня, потому что туда пустили тех, кто будет резать.
Сейчас всем вменяемым и полувменяемым правительствам, всем людям на Земле надо бросить свои, даже самые застарелые, проблемы и конфликты и заняться только одним — борьбой с чумой ХХI века, с этим страшным монстром, который выполз из темного Средневековья и семимильными шагами идет по планете. Надо осознать: эта человеконенавистническая идеология смерти не потерпит ничего живого. Это как болезнь, как рак. Опухоль необходимо вырезать.
Теперь вторая часть ответа относительно угроз в отношении России. Мы все взрослые люди и должны понимать, что Россия — белая голубка, которая никогда никого не трогала. Ну да — именно поэтому крохотное Московское княжество разрослось до циклопической территории — потому что мирное очень. Поэтому у нее настолько много врагов. Я даже удивляюсь: почему к нам так относятся в Польше, Украине, Прибалтике, Грузии, в других странах? Ведь все вокруг плохие, только мы хорошие!
— В России проживает много мусульман, и есть горячие точки на Кавказе. Страна — прекрасная мишень. Но РФ не боится. Не потому ли, что сама является вдохновителем ИГ (есть такая конспирологическая теория)?
— Как ученый вам сообщаю: все конспирологические теории и теория заговора — выдумки для маргиналов. Другое дело, что советские спецслужбы поставляли оружие и консультантов дикарям всех видов и жанров. И это давно не секрет. Но ИГ возникло самостоятельно. Оно не могло не возникнуть — это логически следует из кошмарной идеологии мракобесия. Поэтому я повторяю: мракобесов нельзя пускать в тыл — в цивилизованные страны. Экстремизму — бой!
«ШВАЛЬ ДОЛЖНА ГАДИТЬ — ЭТО ЕЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»
— Вы отметили, что цензуры в России нет. А при просмотре некоторых телепрограмм, например, «Драматургии истории», куда вас часто приглашают, складывается впечатление, что есть. И вы с ведущим разыгрываете роль плохого и хорошего героев. Когда гость наговорил лишнего, ведущий тут же старается приструнить собеседника, чтобы чего плохого не вышло. Вы заранее договариваетесь?
— Леша Лушников — замечательный парень и абсолютно искренний. В отличие от еще одного моего друга Александра Невзорова, у которого все сделано, отрепетировано и отработано до мелочей, у Лушникова все, словно в дикой природе. Это как туристы ездят на джипе по саванне, а вокруг львы, леопарды, жирафы, цапли... Все совершенно естественно.
— Насколько вам близок Эдвард Радзинский, который, как и вы, уделяет большое внимание истории и при этом ведет собственные телепрограммы?
— Мы приятельствуем. Он замечательный советский драматург и интересный рассказчик. Конечно, на нем не могла не отразиться физиологически манера подачи рассказа его жены Татьяны Дорониной, которую я, кстати, просто обожаю. Но надо понять: наука история и драматургия — это разные вещи. Поэтому исторические опусы Радзинского всерьез воспринимать не стоит, а вот советские экранизации его пьес замечательны.
— В Википедии написано, что вы учились на историческом факультете МГУ, но диплом не получили. Как это вышло?
— Не поленитесь, загляните в Youtube, я там подробно рассказываю о всех тайнах Московского государственного университета. В двух словах — в последние годы МГУ в целом деградировал, а истфак еще при совке был не учебным и научным центром, а инкубатором работников идеологического фронта. За всю историю факультета я первый студент, который опубликовал научную монографию во время учебы. Я рано начал писать статьи — и меня уже с первого курса приглашали на телевидение. Бездарные педагоги меня люто ненавидели и гадили постоянно. Но это нормально — шваль должна гадить, это ее биологическая задача. Вся мировая история построена на противостоянии личности и бездарной биомассы.
Перед защитой преподаватели стали сходить с ума: я им принес монографию на 400 страниц, а они просили выдрать из нее положенные 80 или 100 и принести в папочке. Короче говоря, я этих советских выродков послал. Потом, когда на НТВ сообщили, что в МГУ происходит подобное скотство, мне позвонили из деканата и дрожащим голоском умоляли: «Заберите диплом».
Так что диплом есть, а этих мразей я буду давить до конца. Но история все уже давно расставила по местам: из 160 человек моего курса ни один не стал историком, а я сегодня один из самых известных историков России. Кстати, на днях в Российской академии наук вышел из печати сборник с моей большой статьей о двух моделях развития Европы — прогрессивной наполеоновской и регрессивной, мракобесной, Александра I. Сборник издан со всеми возможными «визами» РАН. Таким образом, даже официозная организация признает мои концепции относительно того периода.
— Вы историк по специальности — тут все понятно. А как в вашей жизни появились театр и вокал?
— Люди привыкли мыслить банально и судить по себе. Если им очень сложно освоить одну профессию даже на уровне восьмичасового рабочего дня в учреждении, — то им еще сложнее представить, что человек может владеть одной профессией по-настоящему, а тем более многими!
Я считаю наоборот: здоровый человек наделен всеми возможностями: и интеллектуальными, и физическими, например, оперным вокалом. Если у него нет генетических отклонений, все в порядке со слухом и связками, он может петь, танцевать и писать стихи.
У меня был такой момент на Олимпиаде в Пекине в 2008 году, где я возглавлял культурную программу России. В один день состоялся гала-концерт оперы и балета, режиссировал который и писал сценарий я, а после концерта, где я выступал как оперный певец, я танцевал на приеме главы Олимпийского комитета с Дианой Вишневой — сегодня чуть ли не лучшей балериной мира.
Талант — если он заложен, не может не прорасти, как тонкий цветок, прорывающий тяжелый асфальт! Петь я начал под записи американского тенора Марио Ланца и испанца Пласидо Доминго, с которым, кстати, потом уже познакомился лично, и мы замечательно общаемся. Что касается режиссуры. Этому научиться в вузе невозможно. Режиссер — это феноменально ни на кого не похожий внутренний мир и колоссальная энергия.
Все это либо дано, либо нет. Режиссерские факультеты появились совсем недавно — это воровство из кармана налогоплательщиков и обман людей! Ни один великий режиссер таких факультетов не оканчивал — ни Станиславский, ни Таиров, ни Висконти, ни Феллини, ни Антониони, ни Бунюэль, ни Спилберг — никто! Другое дело, что необходимо самостоятельно учиться режиссуре каждый день у всего, что ты видишь, — и в первую очередь у предшественников во всех областях искусства.